Блог Медведева

12.07.2015

Ким Ки Дук ниоткуда

Откуда ни возьмись в программе 50-го Карловарского кинофестиваля появился новый фильм «Stop» своевольного корейского режиссера по имени Ким Ки Дук. На Сахалине Кима должны помнить по картине «Пьета», победившей на Венецианском кинофестивале и показанной у нас в 2013 году. Вообще-то он — один из самых титулованных режиссеров мирового кино, у которого есть призы и Канна, и Берлина, и многих других кинофестивалей. И при этом один из самых неровных — в его фильмографии такие шедевры, как например «Пустой дом», часто чередуются с откровенным трэшем.

stop-big.jpg

Естественно, по поводу «Stop» были самые плохие предчувствия. Фильм не попал на фестивали первой тройки (Канн, Венеция, Берлин), мировая премьера его прошла в Карловых Варах, к тому же даже не в конкурсе. Картины нет на imdb, что само по себе удивительно. А западные киноиздания поторопились назвать ее «неуклюжим экологическим триллером» и «любительской мелодрамой». Какое же счастье, что все ошиблись.

Этот фильм ругают за бедную картинку, рваный монтаж, неправдоподобие, отсутствие логики и абстрактное место действия (картина снята в Японии, с японскими актерами). Все это так, но при этом нелогичность и даже абсурдность сюжетных поворотов — это не следствие режиссерской небрежности, а сознательное погружение зрителя в нелинейную логику страшного сна, от которого никак не удается пробудиться. Лишь на первый, самый поверхностный взгляд перед нами фильм в зашиту окружающей среды против атомной энергетики (в основе сюжета — история ожидающей ребенка пары, оказавшейся в Фукусиме в момент катастрофы). При этом Ким Ки Дук, конечно, искренне выступает за закрытие потенциальных Чернобылей (отсюда и название фильма), но его талант кинематографиста оказывается умнее и сильнее агитационных призывов.

Опишу лишь крошечную сцену, в которой вернувшийся в зараженную зону герой встречает обезумевшую беременную женщину, готовящуюся дать жизнь неведомому мутанту. Ведет она себя совсем не как персонаж реалистической драмы, а как мстительный призрак из фильма ужасов. И вот, когда она бросается на героя с серпом, он бежит от нее, роняя крышечку от объектива фотоаппарата (он приехал в «зону» сделать фотографии, чтобы доказать жене, что радиация не повредила живым существам). Обнаружив пропажу, герой, рискуя жизнью, бросается назад, под удары сумасшедшей — лишь бы вернуть потерянную крышечку. Это смешно, абсурдно, страшно и невероятно точно — всем известно, какую досаду испытываешь, потеряв эту маленькую, но необходимую вещь. И вместе с тем это глобальная и убедительная метафора человечества, готового пойти на гибель из-за пустяка.

Это странный и необычный фильм, но зрителей, в прошлом году посмотревших в конкурсе тайскую картину «От прыща к нирване», кажется, уже ничем не испугаешь. Если Ким Ки Дук сможет приехать к нам в этом году, удивительный «Stop» займет свое законное место в конкурсной программе.


Возврат к списку