Блог Медведева

Зачем нам все это? 13.08.2015

Зачем нам все это?

Когда несколько лет назад мы все вместе придумывали, каким будет наш кинофестиваль, многие темы и концепции сами пришли на ум, показались очевидными. Сходства и различия между Европой и Азией, взаимодействие культур, альтернативные пути развития для России, край света, который может стать центром мира, — стоит только захотеть. И это было здорово и воспринималось, как подтверждение правильности выбранного пути. И все же, если вдуматься, наши первые мысли были достаточно формальны. Ну, какой кинофестиваль к востоку от Урала не говорит про Европу и Азию, какой региональный центр не рефлексирует о своем статусе?

Так вот, для меня настоящая тема нашего фестиваля проявилась в этом году (это, конечно, не означает, что все остальные потеряли свое значение). В чем она заключается? Когда мы говорим о взаимодействии условных Востока и Запада в современном мире (условных потому, что и Восток и Запад всегда богаче и разнообразнее любых наших представлений о них), мы, особенно в последнее время, склонны интерпретировать его по Киплингу — как противостояние чуждых и зачастую враждебных культур. И это огромная, прямо-таки непростительная ошибка.

Дело в том, что те конфликты, которые мы видим на поверхности, в выпусках новостей, это не борьба двух культур — одной консервативной и традиционной, другой либеральной и бездуховной. Все культуры традиционны в той или иной степени, все они на тысячелетия и даже глубже уходят в корни человеческой природы. Борьба происходит между «содержанием» и «формой», между основами культуры и формой современной цивилизации, которая появилась на Земле не по чьей-то прихоти, а в результате естественного развития.

Вот и получается, что современные медиа, всеобщее избирательное право, глобализация, появившиеся в историческом масштабе совсем недавно, как бы ставят в кавычки те ценности, с которыми человечество сжилось на протяжении всей своей истории. И это процесс болезненный и противоречивый, и пройти его с наименьшими потерями мы можем, только четко понимая, о чем идет речь. И искусство сможет нам помочь в этом куда больше, чем политика.

Кажется, что в основе многих конкурсных лент этого года, лежат маленькие, камерные истории. Армянский старик тоскует о советских временах, когда дружба народов не была пустым звуком («Москвич, любовь моя»). В тихом захолустье переживает кризис современная корейская семья («Конец зимы»). Юных турецких барышень, уже усвоивших все приметы и законы современного мира, насильно выдают замуж («Мустанг»). Очаровательная калмыцкая девушка не имеет право присесть за стол в присутствии своего мужа и его друзей, а должна играть роль безропотной служанки («Чайки»)... Ситуации действительно камерные, но за ними встают те глобальные процессы, от которых зависит судьба современного мира. В том числе, и каждого из нас.

И еще один важный момент: в прошлом году мы впервые ввели в фестивальную программу секцию «Соседи». В этом году она называется «Соседи, друзья». Это и есть простая и безупречная метафора того, чем должен быть любой кинофестиваль. Он должен искать гений места, обращать внимание на соседей, искать сходства и, как говорили герои Тарантино, «маленькие различия». И, конечно, он должен дружить — связывать людей, а не разъединять их.

В программе «Соседи, друзья» представлены фильмы, так или иначе связанные с именами людей, уже успевшими подружиться с нашим кинофестивалем за пять лет его существования. Это и шриланкийский режиссер Прасанна Витханаге (он был в конкурсе в 2013 году с картиной «С тобой, без тебя», а в этот раз мы покажем премьеру его новой документальной работы «Молчание судов»). Это и ведущий японский режиссер Наоми Кавасе (ее фильм «Усмири воду» получил один из призов в прошлом году, а теперь она выступит в роли продюсера картины корейско-японской «Летняя фантазия» и режиссера нового фильма «Анке»). Это и один из ведущих режиссеров мира китаец Цзя Чжанкэ, бывший членом жюри два года назад (в этом году мы покажем документальный фильм о нем «Цзя Чжанкэ, парень из Фэньяна», снятый другим выдающимся режиссером, бразильцем Валтером Саллесом). Это и российский режиссер Алексей Федорченко, который лично представит свою новую работу «Ангелы революции». Это и актриса Мун Со Ри, почетный посол нашего фестиваля в Южной Корее, которая на этот раз сыграла в фильме «Холм Свободы» другого нашего друга, режиссера Хона Сан Су. И многие, многие другие.


Возврат к списку