Блог Медведева

07.07.2015

«Varieté» значит «разнообразие»

Собственно, этот заголовок мог бы стать девизом пятого Сахалинского кинофестиваля, собравшего фильмы из Южной Кореи и Шри-Ланки, Бразилии и Грузии. Но сейчас речь пойдет о другом «разнообразии» — о фильме «Varieté» немецкого режиссера Эвальда Андре Дюпона, снятого в 1925 году, о котором я много раз читал в историях кино, а посмотрел только сегодня на фестивале в Карловых Варах, где прошла премьера восстановленной копии. И мало сказать, что это шедевр. Это не просто виртуозный мастер-класс по движению камеры в то время, когда она практически намертво была прикована к штативу (у Дюпона она летает на акробатической трапеции, и не только). И не просто первый фильм noir с его хронологией обратного отсчета, когда вначале мы видим следствие, а потом переносимся в прошлое, чтобы проследить приведшие к нему причины. И даже не просто первый фильм, в котором, задолго до Годара с его «Жить своей жизнью», главного героя первые четверть часа показывают со спины.

dupont-big.png

Это фильм, едва ли не первым открывший для кинематографа лицо, жизнь, реальность. Он и сейчас смотрится современнее любой киноклассики. Только один пример: даже если вы видели десятки фильмов с участием великого актера Эмиля Яннингса, вы не знаете его лица. И в «Последнем человеке», и в «Голубом ангеле» вы запомните его усы, очки, бородку, грим — все эти штампы театральной маскировки, но не поймете, какой жизнью живет его лицо. И только в «Варьете» оно откроется вам во всем богатстве своей мимики — не только актерской, но и органической, почти непроизвольной.

dupont-big-2.png

Озвучила восстановленную версию группа Tiger Lillies. По сути, это одна дивная песня длинной в полтора часа, экзальтированная, артистичная и душераздирающая, как нельзя лучше соответствующая природе немого кино.

Собираемся показать «Варьете» на площади, под открытым небом, под занавес фестиваля. Гарантирую вам, что этот опыт вы никогда не забудете.


Возврат к списку