• Главная
  • Газета «Край света»
  • №1/2014
  • Программный директор 4 Международного кинофестиваля «Край света» Алексей Медведев: «Мы подобрали фильмы, которые говорят со зрителем человеческим языком»

Программный директор 4 Международного кинофестиваля «Край света» Алексей Медведев: «Мы подобрали фильмы, которые говорят со зрителем человеческим языком»

medvedev-big.jpg

Расскажите, пожалуйста, о сердце фестиваля — конкурсе этого года.

Половина фильмов конкурса — российские, а вторая половина — из самых разных стран. Наша конкурсная программа строится как встреча кино российского с кинематографией тех соседей, о существовании которых мы или не знаем, или предпочитаем забывать. А это очень интересно — встретиться лицом к лицу со своим Иным. С другой возможностью мышления — не европейского, не рационального, с другим восприятием визуального. Поэтому формально можно говорить, что да, мы показываем фильмы азиатского региона — из Кореи, Японии, Китая, Таиланда, — есть фильмы не только из Юго-восточной Азии, есть из Шри-Ланки, из Индии, из Саудовской Аравии, откуда угодно. Но содержательно — это встреча с альтернативой. Встреча с другой возможностью мышления и творчества.

Программа «Самое главное» — это действительно самые главные фильмы года?

Конечно, эти фильмы не являются самым главным в том смысле, что по ним будет писаться история кино. Но когда тема «Жизнь на краю света» отзывается едва ли не в исландском фильме «О лошадях и людях» Бенедикта Эрлигссона, великолепной черной комедии с другого конца континента, то это очень интересно, это для нас очень важно. Или когда нас волнует история бирманского монаха в фильме «Монах», конкурсном фильме про мальчика, который решает, остаться ему в монастыре или нет, — а на самом деле через эту историю может быть прочитана ситуация любого молодого человека с Сахалина, который решает, уезжать ли на Большую Землю. И вот из таких точечных прорывов «сахалинских тем» в Большой мир и Большого мира на Сахалин во многом строится программа «Самое главное». То есть это не только фестивальные хиты, хотя фильмы в этой программе собраны заметные. Это список фильмов, которые показались нам самыми главными именно для этого места, — то есть именно для нас, именно для наших зрителей в этом году.

Нужно ли быть специалистом в азиатском кино, чтобы смотреть программу «Соседи»? Потому что кажется, что там будет что-то лютое, азиатское, что простому человеку и понять нельзя...

Нет, ну, там, конечно, будет «лютый» фильм «R100» про человека, заключившего контракт с корпорацией профессиональных садисток о том, что они будут его мучать в течение года, он попытается этот контракт расторгнуть, но это будет не так легко. Но и этот фильм не случайно попал в этом году к нам на фестиваль — его режиссер Хитоси Мацумото был в конкурсе 2-го Сахалинского кинофестиваля с фильмом «Самурай без меча». Но вообще мы стараемся показывать только фильмы, которые открыты зрителю, которые не требуют никакого специального предварительного знания. Подумать, поработать конечно, придется. Но главный критерий — это ваше восприятие.

На фестивале есть фильмы, которые можно смотреть детям. Ожидаете ли вы, что люди с детьми будут приходить на фестиваль?

Они уже приходят. Дневные и утренние сеансы у нас давно проходят в заполненных залах. Началось с простой вещи. Вот у нас фестиваль с неким смысловым центром на азиатской составляющей. Рядом Япония. Великая российская анимация — великая японская анимация. Решили, что будем делать программу «Миядзаке и другие». В этом году мы покажем и его новый, как он сам говорит, последний фильм, которым он завершает свою карьеру — «Ветер крепчает». Мы собрали замечательную программу российской анимации — чтобы эту связь показать.

Мы увидели, что это имеет успех. Возникла идеи делать акции, которые интересны детям и подросткам. Мы стараемся подобрать такие фильмы, как «Мы — лучшие» Лукаса Мудиссона — на мой взгляд, один из самых ярких фильмов последнего времени о взросленнии, об аутсайдерстве, о том, как ты чувствуешь себя, когда ты не такой, как все.

В прошлом году мы привозили детей из детских домов, чтобы они могли посмотреть детскую часть нашей программы. В этом году тоже попробуем.

В общем, мы пришли к выводу, что детское кино — это наш союзник, потому что оно точно так же не попадает в систему современного проката, как и кино авторское, и не имеет шансов на доступ к широкому кинозрителю, кроме как с помощью фестивальных площадок.

Кроме того, немного досадно, скажем так, недостаточная расторопность других фестивалей, которые ставят на своей афише «18+» — просто из-за нежелания относиться к детям до 16 с уважением. Детского кино и так мало, а дети еще и увидеть его не могут. Мы попытались сделать так, чтобы они в этом году смогли посмотреть то, что, как мы надеемся, окажется для них интересным и важным. Так что ищите значок «Детям до 16 — разрешается!» При этом не забывайте уточнять возрастные ограничения — это может быть и фильм 6+, и 12+..

Расскажите, пожалуйста, о российской части программы.

В конкурсе пять российских фильмов — «Еще один год» Оксаны Бычковой, «Зимы не будет» Ильи Демичева, «Испытание» Александра Котта, «Класс коррекции» Ивана Твердовского и «Звезда» Анны Меликян. Фильм «Еще один год» выросшей на Сахалине Оксаны Бычковойприсутствовал с самого начала. Очень долго не подтверждались остальные, и в последний момент посыпались как из рога изобилия. Для меня симпатичным сюрпризом является фильм «Зимы не будет» — черная комедия с Ингеборгой Дапкунайте и Ксенией Раппопорт.

А вообще трудно получить фильмы на фестиваль?

Это трудно по очень многим причинам. Если это очень крупный фильм очень крупного автора — например, в этом году это «Усмири воду» японского режиссера Наоми Кавасе, то его показы расписаны на сто фестивалей вперед, и даже просто вклиниться в их расписание бывает сложно. Второй момент — трудно найти фильмы, которые подходят фестивалю по концепции. То есть фильмы, которые открытым человеческим языком говорят со зрителем. Таких фильмов стало значительно меньше: хороших и простых в лучшем смысле этого слова. Поэтому в этом году в программе появились и достаточно сложные картины. Как зритель отнесется к абсурдному полумюзиклу «Хозяева» или к фильму «От прыща к Нирване», где все роли играет одна актриса? Посмотрим.

Как на Сахалине относятся к кино московскому, столичному? Волнует ли оно сахалинцев?

Я бы не сказал, что у нас есть «столичное кино». Если мы уж затрагиваем тему столицы, то всегда в связи с темой провинции. с вопросом о том, где находится центр — в Москве, в Париже или там, где ты живешь. Например, «Звезда» — это совсем не московский «гламур», это режиссерское высказывание Анны Меликян, интересное каждому, кто наблюдает, что происходит в российском кино. Известно, что одной из «магий» кино, привлекающих зрителя, является институт актеров. В «Звезде» есть выразительные актерские работы. Если смотреть по темам, то такие фильмы, как «Испытание» Александра Котта, по идее, ближе сахалинскому фестивалю. Но на самом деле мы стараемся отбирать фильмы, которые были бы полноценным художественным высказыванием. Так что, если мы увидим киношедевр о жизни московских фотомоделей, то, ни секунды не сомневаясь, привезем его на Сахалин.

Есть ли у фестиваля какой-то девиз, идея, пронизывающая всю программу?

От фестивалей всегда требуют концепции, громких слоганов, например, мы часто повторяем, что Сахалинский фестиваль — это синтез Востока с Западом». Но любой хороший фестиваль в конце концов просто показывает лучшие фильмы, которые ему доступны. Когда мы придумывали фестиваль для Сахалина, для нас были важны память места, гений места. Парадокс современной жизни на Дальнем Востоке, на Сахалине состоит в том, что до Японии 30 километров, а города, на первый взгляд, такие же, как по всей России, такого среднестатистического советского образца. Чтобы оживить его, само место должно вспомнить, что с ним происходило. А происходило с ним очень многое — дореволюционная каторга, японская оккупация, послевоенное заселение Сахалина Кстати, сюда ехали самые предприимчивые и активные. И атмосфера здесь поэтому особая — в ней больше честности, открытости, свежего воздуха. Поэтому хочется показать сахалинцам такие фильмы, в которых они узнали бы самих себя.


Возврат к списку