Beat Film Festival на краю света

Музыка всегда была центром притяжения для режиссеров — Годар использовал молодых «Роллингов» для политических памфлетов, Иствуд снимал посвящения любимыми блюзменам, Скорсезе превращал выступление U2 в еще пущий аттракцион (в 3D!) На рубеже десятых годов эта история вышла на новый виток: документальные фильмы вновь стали заметнее байопиков, сам жанр — очень востребованным, а всамделишные истории попкультурных явлений — напряженнее иных драм. Получив в 2013 году «Оскар» как лучший документальный фильм, лента «В поисках Шугармена» навсегда изменила жизнь своего главного героя: безвестный до того музыкант Родригес стал выступать на «Гластонбери» и получать семизначные гонорары, в то время как режиссер фильма покончил жизнь самоубийством вскоре после этого. Но есть и более жизнеутверждающие примеры — скажем, фильм «Здорово и вечно», посвященный Егору Летову и группе «Гражданская Оборона» и снятый басисткой группы Натальей Чумаковой, стал самым успешным документальным фильмом в прокате в прошлом году. Beat Film Festival появился в 2010 году как фестиваль, выступавший проводником таких фильмов в России, с тех пор успел оформиться в один из самых больших фестивалей, показывающих документальное кино о поп-культуре в Восточной Европе, и перенял у героев своих фильмов любовь к гастролированию. Поэтому для показов на площади мы выбрали фильмы, которые в плане своей зрелищности и открытости зрителю могли бы составить конкуренцию и музыкальному фестивалю. Искрометная пятилетка из жизни Дэвида Боуи, апология бритпопа в фильме о Blur, всепобеждающий фильм Натальи Чумаковой о ранней «Гражданской Обороне» и, наконец, снятый современными художниками один воображаемый день из жизни Ника Кейва.

Алена Бочарова
Кирилл Сорокин