Режиссеры-герои

Документальная программа — как всегда, тематическая в этом году посвящена героям. Людям, которые хотят изменить жизнь к лучшему самыми разными способами и средствами, среди которых нередко (в последнее время все чаще) оказывается камера. Эта камера смотрит в мир далеко не беспристрастно и не скрывает взглядов и намерений стоящего за ней автора, а иногда оборачивается на него самого, вовлекает в действие. Так режиссер становится героем.

Еще один объединяющий принцип отбора этого года — все фильмы сняты за последнюю пару лет. Это новые фестивальные хиты, которые не хотелось бы пропустить.

XX век — череда кровопролитий, и кинематограф политический, военный — его большая часть. В ХХI веке он набирается новой энергии открытого информационного поля, протестной силы. Американец Джошуа Оппенгеймер снимает кино о современной Индонезии, где у власти до сих пор находятся виновники массовых убийств так называемых коммунистов в 1965-1966 годы. Убийцы не только не признают своей вины, но и на камеру похваляются былыми «подвигами», рассказывают и показывают, где и каким образом они уничтожали своих врагов, на деле — ни в чем не повинных мирных жителей. Первый фильм дилогии, «Акт убийства», в 2012 году был номинирован на «Оскара». Герой второго — «Взгляда тишины» (именно его смотрите в нашей программе) — становится полноценным его соавтором. Разговор о том, что так долго замалчивалось и в Индонезии, и во всем мире, он выводит далеко за рамки картины.

Активисты The Yes Men, персонажи фильма «Согласные на все» посылают всех" (да-да, именно этим они и занимаются уже не один десяток лет) — безбашенные парни на тропе войны против крупных корпораций и глобального потепления. Они герои. И режиссеры очень смешного фильма о самих себе.

Современная герилья разворачивается в том числе и в кибер-пространстве. Эдвард Сноуден — едва ли не главное ее действующее лицо и герой оскароносного «CITIZENFOUR: Правда Сноудена». Он сам находит Лору Пойтрас, режиссера будущего фильма о себе, и посвящает ее (а значит, и нас) в тайны Агентства нацбезопасности.

Документальный триллер «1989» от номинанта на «Оскар» Андерса Эстергорда (за фильм «Бирманский видеорепортер») и его соавтора Эржебет Рац — невероятная правда о падении Берлинской стены, рассказанная самым незаурядным, новаторским языком документалистики.

Российский режиссер Денис Шабаев садится с дочкой в машину и едет далеко-далеко, и нет в их путешествии места ни политике, ни войнам, есть только время и место быть «Вместе». Искренний, свежий, очень человечный роуд-муви, объехавший десятки кинофестивалей, — теперь и на Сахалине!

Наталья Пылаева